Море не имеет границ

Э.А. Миленина
канд. геогр. наук, директор по науке ОАО «НИИПГрадостроительства»

 

Моря и океаны не имеют государственных границ, социального статуса или профессии.

Нам кажется, что море огромно, что это пространство водной глади бесконечно велико, и в нем хватит места для всего – и для рыб и других морских обитателей, и для пассажирских и грузовых судов, и для лежащих на дне нефтепроводов и т.д. и т.п. Но это совсем не так. Достаточно посмотреть на трехмерную карту Балтийского моря и станет ясно – все пространство заполнено природными объектами и/или функциями человека и сферами его влияния. Существует очень много нерешенных проблем взаимодействия человека и природы, групп людей, занимающихся различными видами деятельности, наконец стран, окружающих море и имеющих в нем свои экономические и политические интересы.

Транспортные коридоры и подводные нефтепроводы проходят в непосредственной близости от заповедных зон, мест нерестилищь рыб и стоянок перелетных птиц, сокращаются рыболовецкие угодья, ухудшается экологическая обстановка, нарушается экологический баланс… и все это касается не одного или нескольких ограниченных участков, одной или нескольких зон влияния какого-то государства, а, в силу особенностей единого морского бассеина с перемещающимися массами воды, распространяется на Балтийское море в целом и становится проблемой всех окружающих его стран и народов.

Балтийское море окружено 10 странами, которые осуществляют различные виды деятельности как в акваториях, так и прибрежных территориях, и остро нуждается в экологоориентированных разработках в области трансграничного морского пространственного планирования. Наши соседи это понимают, и объединяют свои научные усилия, мы  тоже постепенно включаемся в этот процесс, что особенно важно в свете предстоящего председательства Российской Федерации в Совете государств Балтийского моря (СГБМ).

В программе ХIII Международного экологического Форума «День Балтийского Моря» (BalticSeaDay), прошедшего в Санкт-Петербурге 21-23 марта 2012, впервые был представлен круглый стол, посвященный морскому пространственному планированию (МПП), как инструменту комплексного управления деятельностью человека и природопользованию в морских районах. Круглый стол был организован совместными усилиями партнеров из Финляндии (международная рабочая группа HELCOM-VASAB) и России (ОАО «НИИПГрадостроительства»). 

Цель круглого стола: обмен опытом в области развития трансграничного морского пространственного планирования между представителями стран региона Балтийского моря.

Морское пространственное планирование согласно определению ЮНЕСКО представляет собой процесс анализа и дислоцирования специфического использования тех или иных частей трехмерных морских пространств (экосистем) для достижения экологических, экономических и социальных результатов.

Морское пространственное планирование является аналогом территориального планирования на суше, оно обеспечивает возможность системного и долгосрочного использования морской среды человеком, путем более рациональной и эффективной организации побережья и морского пространства, как единого объекта регулирования, взаимодействия между видами пользования, обеспечению сбалансированности развития морской деятельности и защиты окружающей среды.

Внимание круглого стола было направлено в первую очередь на обмен опытом по различным аспектам экосистемного  подхода к МПП. Участники круглого стола были представлены органами власти, экологическими и хозяйствующими организациями, исследовательскими и проектными учреждениями, специалистами международных организаций стран балтийского региона, заинтересованными в сотрудничестве в целях защиты и рационального использования ресурсов Балтийского моря.

Морское пространственное планирование получило распространение в Европе с 90х годов прошлого века и к настоящему времени прочно вошло в практику стран Евросоюза, а также США, Японии, Китая, Индии, Бразилии и др. Политические и административные усилия этих стран сосредоточены на консолидации управления и преодолении конфликтов между различными видами морепользования. Идея новой морской политики подхватывается многими странами, расположенными на океанах и морях земного шара.   В ней определяются меры, способствующие военной, транспортной, энергетической и продовольственной безопасности, эффективному и рациональному управлению морскими ресурсами, комплексному развитию глобальной и локальной экономике, а также устойчивому росту приморских регионов, отдельных территорий и поселений при условии сохранения экологического равновесия.

Особенно важно включение МПП в районах с наиболее острыми конфликтами между разными пользователями морского пространства.

Широта охвата темами исследований различных аспектов от роли морского пространственного планирования в различных регионах до рекомендаций по применению передового опыта, (пилотные проекты BaltSeaPlan, PlanBotnia) вызвала Значительный интерес и дискуссии, в которых была отмечена методическая и концептуальная роль исследований в районах по трансграничному сотрудничеству. В тоже время было отмечено, что законодательная база МПП ЕС в настоящее время окончательно не сформирована, понятие морское пространственное планирование в разных странах трактуется по разному, расходится базовая подоснова морской карты, условные обозначения не дают возможности трансформировать материалы из одной страны в другую.

В Российской Федерации нормативно-методической базы МПП пока не существует. Актуальная задача для России сегодня – не отстать от экономически развитых стран в разработке инструментов, обеспечивающих устойчивый экономический рост, сохранение и оздоровление морской среды. Решение этой задачи требует соответствующего расширения зоны ответственности в управлении и разработке методологии МПП на основе законодательной базы по градостроительной деятельности.

Опыт организации МПП Балтийского моря привел HELCOM и VASAB к формулированию 10 главных принципов, которые могут служить основой нормирования морехозяйственной деятельности в любых регионах планеты в т.ч. Российской Федерации.

На конференции российскими участниками были озвучены ряд докладов касающихся основных принципов территориального планирования морской деятельности в России, приведены примеры роли МПП в развитии Санкт-Петербургской агломерации, выявлена роль МПП в рациональных и региональных стратегиях, даны рекомендации по экономизации систем сохранения морских экосистем.

Особое внимание было уделено вопросам предлагаемого морехозяйственного сотрудничества в области МПП в районе Финского залива.

Таким образом, главными методологическими задачами современного начального этапа развития планирования морехозяйственной деятельности  на базе перечисленных принципов ее организации можно считать:

-       Разработку, единообразное обоснование и международное признание сопоставимых физических границ юрисдикции национальных и региональных администраций, органов местного самоуправления над прибрежными зонами, территориальными водами и открытыми акваториями морей и океанов;

-       Научное обоснование муниципальных и региональных квот по видам водохозяйственной и морехозяйственной деятельности  и организацию правовых инструментов по их применению всеми хозяйствующими субъектами;

-       Обеспечение на международном уровне признания исключительности арендных и договорных начал организации морехозяйственной деятельности;

-       Формирование общих правил морского планирования, обязательных для всех уровней подготовки национальных документов в этой области в целях их сопоставимости и организации международного экологического контроля морехозяйственной деятельности.

-       Совместная разработка информационного обеспечения пространственного, прежде всего, морского планирования, направленного на достижение сопоставимости и возможности трансграничной интеграции документов.

Решение этих задач возможно только в рамках открытого международного сотрудничества с использованием накопленного национального опыта путем широкого обмена мнениями и организации дискуссий в рамках  VASAB и  HELСOM на примере опытного полигона Балтийского моря.